Родительская страничка

Задержка психического развития (ЗПР) —  это частичное недоразвитие высших психических функций, которое носит временный характер и может  компенсироваться при  специальном обучении и воспитании в детском или подростковом возрасте.

Прежде всего, помните, что задержка психического развития – это всего лишь задержка. Стоя в пробке на шоссе, Вы точно знаете, что скоро поедете дальше. ЗПР поддается коррекции и исправлению практически полностью.  ЗПР – это не умственная отсталость. Чем же отличаются эти два диагноза?

1.   Умственная отсталость (УО) не исчезает бесследно,  ребенка можно лишь очень хорошо адаптировать к жизни и труду. Возможности такого малыша имеют свой «потолок». Например, даже в 15 лет подросток с УО не поймет переносный смысл фразы «Под лежачий камень и вода не течет». Абстрактно-символическое мышление никогда не сформируется до нормального уровня. Ребята с ЗПР полностью компенсируют свой недостаток  в процессе специального обучения.  Вырастают в обыкновенных людей, которые в состоянии овладеть любой профессией и успешно трудиться.

2.  Мозг малыша с УО пострадал глобально, то есть задетыми оказались все высшие психические функции: память, внимание, мышление, воображение, эмоционально-личностная сфера. У ребенка с ЗПР лишь частичное поражение тех или иных структур мозга и не настолько глубокое.

3.  Уровень обучаемости ребят с УО и ЗПР абсолютно разный. Если вовремя начать заниматься с ребенком с ЗПР, он может достигнуть уровня развития нормального малыша его возраста. При УО это невозможно.

Трудно точно сказать о причинах возникновения ЗПР. К ним относятся абсолютно все «вредности» внутриутробного развития: болезни  и стрессы беременной мамы, травмы плода, курение, алкоголизм, причем не только мамы, но и папы.  Неприятности в родах, конечно, тоже могут стать виновниками отставания в развитии крохи. Очень важны и первые месяцы  его жизни: что его окружало, чем болел, вовремя ли начал сидеть, вставать, ходить. Отдельная причина и даже плодородная почва для любых задержек развития – это неблагоприятное окружение в семье: родители-алкоголики, физические наказания, вербальная грубость взрослых (угрозы, окрики, мат), примитивность их  желаний  и устремлений, неправильное воспитание. Ничто не может расти и развиваться  без любви. Детки – особенно.

Подробнее...

Рекомендации психолога:

  • Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризисные сроки: 1 г 3 м, 1 г 6 м, 1 г 9 м, 2 г 3 м, 2 г 6 м, 2 г 9 м, 3 г.
  • Необходимо заранее познакомиться с условиями ДОУ и приблизить к ним условия воспитания в семье (режим дня, характер питания).
    • Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему       Вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например: «Детский сад - это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.».

Другой вариант: «В детском саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду, а я расскажу тебе, что у меня произошло за день на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло - осенью я начну тебя туда водить».

Подробнее...

Каждый день, общаясь со своими детьми, у родителей, как правило, есть некий набор фраз, с помощью которых  происходит воспитание своего ребенка. Эти повседневные фразы содержат особую информацию, невидимые на первый взгляд скрытые послания.

На основании этих родительских посланий и утверждений ребенок составляет мнение о самом себе, о людях, об окружающем мире.

Данная подборка составлена из различных источников, чтобы Вы, родители, могли наглядно видеть к чему могут привести некоторые формы воспитания и общения.

Подробнее...

«Нет, я сама. Я самее тебя!»

Марина, 3 года.

Наконец-то Вашему ребенку ровно три года! Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает… Ему можно многое доверить делать самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Он во всем пытается помочь Вам. И вдруг… вдруг…

С Вашим малышом что-то происходит. Он меняется на глазах. И самое главное – в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого человечка подсунул Вам вредное, своенравное, упрямое, капризное существо.

И так весь день, неделя, месяц, а иногда и год, ежеминутно, ежесекундно, как будто в доме уже не малыш, а монстрик какой-то! Что же произошло?

Подробнее...

- Я устал!

-Не хочу идти в школу!

-Ребята меня бьют!

Часто болит голова!

-Со мной не хотят дружить!

-Учительница злюка!

Если Вы не знаете, как помочь своему ребенку, когда слышите от него подобные жалобы, то Вам необходимо узнать больше о правилах эффективного общения с ребенком. Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка.

Подробнее...

Специалисты-психологи выделяют следующие цели нарушения поведения:

  • привлечение внимания;
  • борьба за власть;
  • месть;
  • демонстрация несостоятельности или избегание неудачи.

Для определения этих подсознательных целей нарушения поведения необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Пронаблюдать в мельчайших деталях за поведением ребенка.
  2. Быть психологически сензитивным (чувствительным) к своей реакции в ответ на это поведение.
  3. Предложить ребенку гипотезу по поводу цели его поведения.
  4. Отметить, есть ли так называемый рефлекс узнавания.
  5. Применить адекватные корректирующие процедуры.

Подробнее...

Знаете ли Вы, что 85% родителей, имеющих детей до 12 лет, используют физические наказания, но только 8-10% из них считают, эффективным такой метод воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как. Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей.

Когда родители используют физические наказания для «воспитания», они полагают, что самый короткий путь к уму ребенка ведет «через ягодицы», а не через глаза и уши.

Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Когда родители их не видят, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуют.

Подробнее...

Игры для детей с СДВГ  (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

"Найди отличие"

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее родителю, а сам отворачивается. Родитель дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем родитель и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Родитель/взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Подробнее...

bus.gov.ru
zakupki.gov.ru

Оценка услуг