Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Тревожность у детей
Присмотритесь к ребёнку. Тревожный ребёнок – это переживающий ребёнок. Переживает он, порой, без причин, не может сконцентрировать внимание, испытывает постоянное напряжение, особенно в области лица и шеи.
А также тревожный ребёнок:
Характеристика тревожности у детей дошкольного возраста
А. М. Прихожан определяет тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.
Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.
Охарактеризовать тревожного ребенка можно по следующим чертам: подавленность, плохое настроение, растерянность, ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное.
В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется.
Тревожные дети обычно очень не уверенные в себе, обладают неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу.
Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Они стараются произвести на окружающих хорошее впечатление и твердо знают, как надо себя вести, чтобы не было проблем и замечаний.
Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Тревожные дети быстро устают, утомляются, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения.
Тревожные дети испытывают повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях, случающиеся с их близкими. Даже если внешне это никак не проявляется, это прорывается в беседе.
Нередко тревожные дети демонстрируют неадекватно высокую самооценку. Они так хотят, чтобы их принимали, хвалили, что часто выдают желаемое за действительное. Это даже нельзя назвать обманом - это защитная реакция.
Так же реакция психологической защиты может проявляться в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня. Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.
Реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит угроза. Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.
Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности. Отрыв от реальности в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя.
Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны.
В дошкольном и школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это зависит от того, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются.
И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых опасных людей - пьяниц, хулиганов и т. д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т. д.
Тревожных детей условно можно разделить на несколько групп, у каждой из которых свои признаки (М. Кравцова).
Что должен уметь ребенок в два года? В этом возрасте достаточно уже 1—2 объяснений или показов для того, чтобы ребенок запомнил новые слова, новое правило. Легче приспосабливается малыш и к меняющимся условиям. В этот период начинают формироваться понятия «что такое хорошо и что такое плохо», поэтому следует и на эту сторону воспитания обращать особое внимание. Для закрепления таких познаний используются поощрения и наказания.
В связи с развитием воображения сюжетные игры становятся разнообразнее. Одна и та же игрушка в представлении ребенка может иметь много функциональных назначений. Кубик может быть и строительным материалом, и транспортным средством, и мебелью, и даже солдатом или лошадкой.
Игры, как и другие виды самостоятельной деятельности ребенка, являются в этом возрасте основным средством умственного и нравственного воспитания. Их следует всячески поощрять, создавать для них соответствующие условия, приобретать игрушки, пособия.
Играя, ребенок получает знания о предметах, их свойствах. В игре развивается внимание, память, воображение, мышление, создаются возможности воспитания нравственных качеств личности малыша. Во время игры дети встречаются с различными затруднениями, требующими сообразительности, умения, учатся добиваться поставленной цели.
Что достигли к этому возрасту?
Что должен уметь ребенок к концу первого года жизни? В этом возрасте все дети, как правило, осваивают навыки самостоятельного, свободного передвижения, а это значит, что теперь им многое стало доступным. Ребенок ни минуты не сидит на месте. Им движет стремление все познать, исследовать. Он пытается залезать на диваны, стулья, забираться на стол, интересуется возможностью добраться до подоконника, заглянуть в ванну, дотянуться до раковины, побывать в любых других, ранее недоступных местах.
Ребенку все хочется взять в руки, рассмотреть, потрогать, засунуть пальчик в любую щель, вытащить книги из книжного шкафа, а кастрюли и прочий кухонный инвентарь из кухонного шкафа. Ребенку необходимо установить для себя размеры, форму, подвижность всех окружающих его вещей.
Свободно перемещаясь и получая от этого громадное удовольствие, ребенок пытается придать способность двигаться и предметам, лишенным этой возможности. Поэтому он тянет, толкает, волочит не только большинство своих игрушек, но и попавшуюся под руки подушку, коврик, скамейку, горшок.
Этот естественный процесс познания мира вызывает у родителей тревогу, а порой и раздражение. Они беспрерывно пытаются остановить малыша окриками «не бегай», «не трогай», «не лезь». А между тем такие действия юного «исследователя» необходимо не запрещать, а поощрять, создавать для них благоприятные условия.
В целях безопасности ребенка на время надо убрать подальше ценные вещи, мелкие предметы, медикаменты, бьющуюся посуду, режущие или колющие инструменты, предметы бытовой химии. Книги на полке целесообразно поставить так плотно, чтобы ребенок не мог их вытащить. Электрические розетки закрыть имеющимися в продаже пластмассовыми заглушками.
Пищевое поведение – это отношение человека к еде и её приёму в обыкновенных условиях и условиях стресса. Пищевое поведение включает в себя установки, поведение, привычки и эмоции, касающиеся еды, которые индивидуальны для каждого человека.
Различают три основных типа нарушения пищевого поведения: экстернальное пищевое поведение, эмоциогенное пищевое поведение, ограничительное пищевое поведение.
Экстернальное пищевое поведение - это повышенная реакция не на внутренние стимулы к приёму пищи, а на внешние: накрытый стол, реклама пищевых продуктов.
Таким образом, человек с экстернальным пищевым поведением принимает пищу всегда, когда он ее видит, когда она ему доступна.
Именно эта особенность лежит в основе переедания «за компанию», перекусов на улице, избыточного приема пищи в гостях, покупки излишнего количества продуктов.
Человек с экстернальным пищевым поведением принимает пищу всегда, когда он ее видит, когда она ему доступна.
Основой повышенного реагирования на внешние стимулы к приему пищи является медленно формирующееся чувство насыщения. Возникновение сытости у запаздывает по времени и ощущается как механическое переполнение желудка.
Эмоциогенное пищевое поведение – «заедание» проблем.
Стимулом к приему пищи становится не голод, а эмоциональный дискомфорт. Тревожность, раздражительность, плохое настроение, чувство одиночества у людей с эмоциогенным пищевым поведением может стать причиной излишнего приема пищи.
Существуют две формы эмоциогенного пищевого поведения: компульсивное и переедание с нарушением суточного ритма приёма пищи (синдром ночной еды).
Компульсивное пищевое поведение (например – внезапное желание поесть):
1. Проявляется четко очерчёнными во времени приступами переедания, которые длятся не более 2 часов.
2. Во время приступа человек ест очевидно больше обычного и быстрее обычного.
3. Потеря самоконтроля за приёмом пищи.
4. Приём пищи прерывается только из-за избыточного переполнения желудка.
5. Переедание происходит часто в одиночестве из-за стыда перед окружающими, а затем возникает чувство вины и стыда из-за переедания.
Синдром ночной еды характеризуется:
1. Сниженным аппетитом утром.
2. Повышенным аппетитом вечером и ночью.
3. Нарушением сна.
4. Тем, что после приема пищи активность и работоспособность значительно снижаются, появляется сонливость, нарушается профессиональная деятельность.
Ограничительное пищевое поведение является следствием самолечения от ожирения, которые проявляются в:
- избыточном пищевом самоограничении,
- бессистемных слишком строгих диетах.
Слово «агрессия» образовано от латинского aggressio — нападение. Агрессия заложена в животных и в человеке природой и необходима для самозащиты, она обеспечивает выживание вида. В любом случае, агрессивное поведение — это способ реагирования на внешнюю опасность. Вообще, люди устроены так, что они улыбаются и смеются, когда испытывают радость, плачут, когда им грустно, кричат и ругаются, когда злятся. И это совершенно естественно, не так ли? Взрослые не могут не злиться, но сами почему-то считают, что такое поведение со стороны их ребенка недопустимо. Наверное, потому, что когда сами они были маленькими, мама и папа запрещали им проявлять свой гнев. И теперь большинство взрослых людей уверены, что ругаться и кричать — неправильно и даже неприлично. Согласитесь, немного странно, что взрослые из поколения в поколение учат своих детей тому, чему сами так и не смогли научиться.
Дальтонизм у детей - это наследственное заболевание, в крайне редких случаях может носить приобретенный характер, сущность которого состоит в неспособности различать один цвет или сразу несколько.
Заболевание является наследственным, соотношение по половому признаку 99:1, в основном болеют мужчины, а женщины являются скрытыми носителями гена. Заболевание практически всегда врожденное, но его выявление, часто затягивается на долгие годы. В результате дальтонизма дети не получают необходимой информации, что впоследствии оказывает влияние на их развитие. Дальтонизм у детей, достаточно сложен в диагностике, в связи с тем, что возраст, в котором дети начинают осмысленно называть цвета, это примерно 3-4 года. А для того, чтобы закрепить навыки определения цвета необходимо диагностировать заболевания до этого возраста. Это можно сделать, наблюдая за ребенком. Определить дальтонизм у детей в раннем возрасте можно по таким признакам как: рисование травы, неба, воды, солнца цветами отличными от реальных цветов. Например, если ваш ребенок рисует небо зеленым, а траву красной – это повод насторожиться. Положите перед ребенком 2 одинаковые конфеты, но обертка одной должна быть черного или серого отталкивающего цвета, а вторая обертка - яркой, красивой расцветки. Здоровый ребенок практически всегда выбирает вторую. А больной, не чувствуя разницы выбирает наугад.
Это специалист, который может профессиональным оком взглянуть на вашу проблему и помочь найти решение. Это проводник, который несет фонарь, пока вы не выйдите на свет.
Психолог и психиатр - не одно и то же.
Психиатр - это специалист, с медицинским образованием в области диагностики и лечения психических расстройств (заболеваний). Методами лечения является медикаментозная терапия. Психиатр работает с психически нездоровыми людьми, имеющими серьёзные отклонения в психике.
Психолог - специалист, получивший психологическое образование. Психолог не является медиком, поэтому не выписывает лекарств. Психолог работает с психически здоровыми людьми, которые хотят помощи в разрешении своих проблем, таких как развод, потеря, трудности в общении, трудности в принятии решения и др.
Психотерапевт – специалист, врач или психолог, который оказывает помощь чаще всего нефармакологическими методами. Психотерапевт - специалист, получивший специальное психологическое образование (не менее 3 лет обучения) по одному из направлений психотерапии. Психотерапевты работают как с психически здоровыми людьми, так и с людьми в «пограничных состояниях», то есть в состояниях на грани здоровья и заболевания (неврозы, депрессии...) Психотерапевт использует определённые психотехники, чтобы помочь клиенту решить его проблему.
Психолог не решает за людей их проблемы.
Задача психолога - создать такие условия, при которых клиент сам способен разобраться в своей проблеме. Он поможет вам переформулировать свой запрос так, чтобы вы увидели причину - что затрагивает именно вас. Вы станете способны изменить свое отношение к проблеме, изменившись сами.
Психолог не видит людей насквозь.
Психолог способен в некотором смысле прогнозировать возможные действия того или иного человека в той или иной ситуации. Для этого требуются большие или меньшие целенаправленные усилия: определение особенностей темперамента и характера человека, анализ ситуации, в которой этот человек находится и т.д.