Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Знаете ли Вы, что 85% родителей, имеющих детей до 12 лет, используют физические наказания, но только 8-10% из них считают, эффективным такой метод воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как. Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей.

Когда родители используют физические наказания для «воспитания», они полагают, что самый короткий путь к уму ребенка ведет «через ягодицы», а не через глаза и уши.

Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Когда родители их не видят, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуют. Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправиться, а совсем другие чувства:

?      Возмущение, обиду: «Это несправедливо! Я не заслужил такого отношения!»

?      Месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними расквитаюсь!»

?      Протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему».

?      Изворотливость: «В следующий раз я постараюсь не попасться!»

?      Снижение самооценки: «Я плохой, я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие».

?      Непонимание: «А что я сделал такого, за что меня наказывают?»

Если Вы не понимаете причин неправильного поведения ребенка, обратитесь за разъяснениями к специалистам.

Механизм развития конфликта

Подчас  нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребенка. Это происходит как эмоциональная разрядка на предмете раздражения. Но многие раздают шлепки и подзатыльники, не задумываясь, по привычке. Что же к этому приводит? Схема поведения следующая: ситуация – мысли – чувства – действия.

  1. Ситуация. Причины.

Поведение ребенка, которое может привести к физическому наказанию:

?      Не слушается, дерется, ведет себя вызывающе;

?      Обманывает;

?      Ворует;

?      Не выполняет домашних обязанностей;

?      Ломает игрушки, портит вещи;

?      Капризничает во время еды, при отходе ко сну;

?      Надоедает, пристает, требует;

?      Делает все медленно;

?      Плохо учится;

?      Ноет, хнычет.

 

  1. Мысли

Они возникают у родителей в связи с ситуацией. Родители уверены, что они всегда знают, как ребенок должен себя вести в данный момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка» с которым они сравнивают своего реального. Родители не учитывают, что ребенок может быть счастливым только будучи сам собой, а не таким, каким они его себе воображают. Неправильные представления о том, каким должен быть ребенок, завышенные требования к нему очень часто ведут к неправильным реакциям на поведение своего, а не идеального ребенка.

 

  1. Чувства

Отрицательные чувства родителей – раздражение, гнев, ярость – если с ними не справиться, приводят к действию (физическому наказанию).

 

  1. Действия

Физические наказания, которые, по мнению родителей, станут для него заслуженными и заставят изменить поведение.

 

Эту цепь родители могут прервать на любом этапе!

Советы родителям

  1. На уровне ситуации

Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно.

Пример: ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.

Предложение: не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделите ребенку хотя бы 15 минут, поиграйте с ним. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои высокие чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте его по руке).

 

  1. На уровне мыслей и образов

?            Не предъявляйте ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.

Пример: отец шлепает свою двухлетнюю дочь, чтобы «научить ее не выбегать на шумную улицу».

Предложение: присматривайте за малышкой в опасных ситуациях, пока она не достигнет возраста шести-семи лет – тогда она сама сможет оценить степень опасности.

?            И дети, и взрослые лгут, чувствуя себя загнанным в угол, чтобы избежать наказания или из страха, что их отвергнут.

Пример: ребенок обманывает

Предложение: родители должны понять, что ребенок не родился лгуном и у него должны быть причины для обмана.

 

  1. На уровне чувств

Если поведение ребенка все-таки вызвало у вас раздражение, гнев, то ваши отрицательные эмоции не обязательно должны выражаться в физическом наказании.

Пример: «Меня ужасно раздражает, когда мой сын поет».

Предложение: используйте те приемы самоуспокоения, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до десяти, расслабление мышц и др.

 

  1. На уровне действий

Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физическое наказание.

Пример: ребенок толкается и возится до тех пор, пока его не отшлепают. Тогда он успокаивается.

Предложение: кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще не пробовали!

 

ВНИМАНИЕ!

Не действуйте сгоряча! Перед тем, как взяться за ремень, подумайте:

?      Отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется?

?      Не требуете ли  вы от него слишком многого?

?      Может быть, поступок ребенка, за которые его наказывают – это сигнал тревоги, говорящий, что малыш попал в трудную ситуацию?

?      Можете ли вы помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию?