Знаете ли Вы, что 85% родителей, имеющих детей до 12 лет, используют физические наказания, но только 8-10% из них считают, эффективным такой метод воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как. Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей.
Когда родители используют физические наказания для «воспитания», они полагают, что самый короткий путь к уму ребенка ведет «через ягодицы», а не через глаза и уши.
Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Когда родители их не видят, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуют. Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправиться, а совсем другие чувства:
? Возмущение, обиду: «Это несправедливо! Я не заслужил такого отношения!»
? Месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними расквитаюсь!»
? Протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему».
? Изворотливость: «В следующий раз я постараюсь не попасться!»
? Снижение самооценки: «Я плохой, я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие».
? Непонимание: «А что я сделал такого, за что меня наказывают?»
Если Вы не понимаете причин неправильного поведения ребенка, обратитесь за разъяснениями к специалистам.
Механизм развития конфликта
Подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребенка. Это происходит как эмоциональная разрядка на предмете раздражения. Но многие раздают шлепки и подзатыльники, не задумываясь, по привычке. Что же к этому приводит? Схема поведения следующая: ситуация – мысли – чувства – действия.
- Ситуация. Причины.
Поведение ребенка, которое может привести к физическому наказанию:
? Не слушается, дерется, ведет себя вызывающе;
? Обманывает;
? Ворует;
? Не выполняет домашних обязанностей;
? Ломает игрушки, портит вещи;
? Капризничает во время еды, при отходе ко сну;
? Надоедает, пристает, требует;
? Делает все медленно;
? Плохо учится;
? Ноет, хнычет.
- Мысли
Они возникают у родителей в связи с ситуацией. Родители уверены, что они всегда знают, как ребенок должен себя вести в данный момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка» с которым они сравнивают своего реального. Родители не учитывают, что ребенок может быть счастливым только будучи сам собой, а не таким, каким они его себе воображают. Неправильные представления о том, каким должен быть ребенок, завышенные требования к нему очень часто ведут к неправильным реакциям на поведение своего, а не идеального ребенка.
- Чувства
Отрицательные чувства родителей – раздражение, гнев, ярость – если с ними не справиться, приводят к действию (физическому наказанию).
- Действия
Физические наказания, которые, по мнению родителей, станут для него заслуженными и заставят изменить поведение.
Эту цепь родители могут прервать на любом этапе!
Советы родителям
- На уровне ситуации
Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно.
Пример: ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.
Предложение: не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделите ребенку хотя бы 15 минут, поиграйте с ним. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои высокие чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте его по руке).
- На уровне мыслей и образов
? Не предъявляйте ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.
Пример: отец шлепает свою двухлетнюю дочь, чтобы «научить ее не выбегать на шумную улицу».
Предложение: присматривайте за малышкой в опасных ситуациях, пока она не достигнет возраста шести-семи лет – тогда она сама сможет оценить степень опасности.
? И дети, и взрослые лгут, чувствуя себя загнанным в угол, чтобы избежать наказания или из страха, что их отвергнут.
Пример: ребенок обманывает
Предложение: родители должны понять, что ребенок не родился лгуном и у него должны быть причины для обмана.
- На уровне чувств
Если поведение ребенка все-таки вызвало у вас раздражение, гнев, то ваши отрицательные эмоции не обязательно должны выражаться в физическом наказании.
Пример: «Меня ужасно раздражает, когда мой сын поет».
Предложение: используйте те приемы самоуспокоения, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до десяти, расслабление мышц и др.
- На уровне действий
Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физическое наказание.
Пример: ребенок толкается и возится до тех пор, пока его не отшлепают. Тогда он успокаивается.
Предложение: кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще не пробовали!
ВНИМАНИЕ!
Не действуйте сгоряча! Перед тем, как взяться за ремень, подумайте:
? Отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется?
? Не требуете ли вы от него слишком многого?
? Может быть, поступок ребенка, за которые его наказывают – это сигнал тревоги, говорящий, что малыш попал в трудную ситуацию?
? Можете ли вы помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию?