Маленькие дети в своем поведении руководствуются потребностями и целями, не задумываясь, возможно ли их удовлетворение и достижение под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний, стараясь получить все, что хотят. Все, что им нравится. Так продолжается до тех пор, пока ребенок не научится сознательно управлять своим поведением, контролировать свои чувства и сдерживать свои желания в соответствии с правилами и нормами. 
  Способность быть предупредительным, предвидеть последствия, умение различать хорошее и плохое еще не развиты у него. Из-за того, что поведение детей определяется характером сиюминутных желаний, они часто совершают поступки, кажущиеся их родителям непонятными и интерпретируются как упрямство. 
  Упрямство может являться своеобразной формой протеста жесткого проявления развивающейся самостоятельности, инициативности, любознательности со стороны взрослых. Иногда она может выражаться и как результат обиды на окружающих, которые, например, несправедливо наказывают ребенка. В семьях, где царит потворствующий стиль воспитания, ребенок может проявлять упрямство из-за сиюминутного каприза, избалованности и эгоистичности; он привык действовать по принципу «хочу, и все!». 
  Например, ребенок не в силах сопротивляться желанию поиграть с различными острыми и другими опасными предметами. Эти предметы притягательны, поэтому он сопротивляется, протестует. Когда взрослые пытаются их у него отбирать. 
Мать забирает у ребенка опасный предмет, например нож, говоря, что нельзя играть такими вещами. Но, через несколько минут она видит, что ребенок опять взял нож. Мать в возмущении кричит: «Сколько раз тебе говорить, что такими вещами не играют!» ребенку очень трудно отказаться от немедленного удовлетворения своего желания и подчиниться требованиям матери. Он начинает грубить, настаивать на своём. Далее следует наказание и бурная семейная сцена. 
  Советы по предупреждению упрямства у детей: 
  Создайте такие условия, чтобы ребенок мог двигаться столько, сколько ему необходимо. Предоставьте свободу для того, чтобы он сам мог набираться опыта в различных ситуациях. Маленькие дети по природе подвижны и неусидчивы. Те родители, которые хотят, чтобы их дети сидели тихо и спокойно действуют вопреки природе. 
  Не применяйте силу, когда ребенок занят опасным делом. Постарайтесь быстро и решительно переключить его внимание на что-то другое.
  Если ребенок не занимается ничем предосудительным. То не следует постоянно делать ему замечания, проявлять строгость. Чрезмерные ограничения провоцируют на дерзкое, упрямое поведение даже в тех случаях, когда ребенок знает, что он не прав. У ребенка возникает враждебное отношение к взрослому. Если это чувство будет расти, то у ребенка сформируется негативная установка по отношению к родителям, что приведет к упорству в своем плохом поведении. Когда дети растут, не подвергаясь одергиваниям, ограничениям без причины, тогда они учатся владеть собой, управлять своими чувствами и не будут упрямыми. 
  Пытаясь добиться от ребенка хорошего поведения, родители используют два метода: поощрение и наказание... Первый всегда должен быть предпочтительнее второго. К наказаниям вообще следует относиться с особой осторожностью, а главное, они не должны вызывать у ребенка обиду, злобу и чувство униженности. Польза наказания может быть ничтожно мала по сравнению с очень часто возникающими негативными эмоциональными реакциями ребенка, в том числе и проявлениями упрямства. 
Многие дети бурно выражают свои эмоции, когда им в чем-то отказывают, любое невыполненное желание вызывает у них приступ гнева и злости. А некоторые дети падают на пол и бьются в истерике. Любящие мамы пасуют. Пугаясь таких реакции и все таки выполняют требование. Такой стиль взаимоотношений формирует упрямство. Таким мамам следует набраться сил и терпения, чтобы отвечать на неразумные требования ребенка, не унижая, с одной стороны, и не потакая всем капризам – с другой.