Вот и река. Прошли, выбрали место получше, начали ломом бить. Будет прорубь – будет и вода. Наберут вёдра и обратно вверх, по морозным тропинкам. Тяжёлый лом, холодный сквозь варежки. Лёд идёт трудно, не поддаётся, кидается мелкими искрами из-под острия, обсыпает и тулуп, и варежки, и даже шапку.
И вдруг – что это?.. Солнечный луч вонзился в сноп мелких как пыль льдинок, отпрыгнул от каждой золотой звездой и засверкал в воздухе алмазным ожерельем, парящим словно драгоценный пух.
⠀
Она увидела это и замерла. Всего несколько мгновений, а ей казалось, будто время остановилось. Лом застыл в руках, в ушах звенела тишина, и льдинки всё стояли в воздухе, искрясь как алмазное ожерелье.
Существует несколько версий происхождения рисунка "Кобальтовая сетка". Про официальную, общепринятую искусствоведами, можно почитать на сайте Императорского фарфорового завода. Про самую известную, но считающуюся специалистами легендой, написано в большинстве статей в Интернете. Ну и самую необычную вы только что прочитали. Хотя вдохновение могло черпаться из разных источников и они друг друга не исключают.
Анна Адамовна Яцкевич (1904 – 1952) – советский художник по фарфору, создала рисунок "Кобальтовая сетка" в 1944 году в Ленинграде. На первой послевоенной Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году сервиз "Кобальтовая сетка" (автор формы – скульптор Серафима Евгеньевна Яковлева) был удостоен Золотой медали за простое и образное решение, за гармоничное сочетание формы и росписи. До сих пор является самым востребованным среди всех изделий Императорского фарфорового завода, стал классикой советского декоративно-прикладного искусства.
А нашу публикацию мы посвящаем дате 27 января 1944 года – Дню полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от фашистской блокады.
Текст и фото: Дарья Филиппова
Фотопортрет А.А. Яцкевич: ИФЗ