Знакомьтесь: конструктор одежды, костюмер и портной Центра культурного развития «Вертикаль» Елизавета Романовна Груздева. Её руками создано большинство костюмов, в которых выступают ведущие, артисты и волонтёры Центра на городских праздниках, камерных вечерах, в игровых программах и театральных постановках. Придумать эскиз, подобрать ткани, сшить наряд, а затем вручную отделать бисером, мехом и тесьмой – работа кропотливая и по-настоящему творческая. О том, как рождаются уникальные костюмы и с чего всё началось – от первого лица.
Семья мастеров
– Мои родители приехали в Пущино на комсомольскую стройку в августе 1957 года. Я родилась в марте, то есть на тот момент мне исполнилось всего полгода. Города ещё не было, жили в палатках, потом в бараках. Через семь лет пошла учиться в новую школу №1, её как раз построили. Папа – строитель, всю жизнь проработал бригадиром-каменщиком, награждён орденом Трудового Красного Знамени. Вначале отцу здесь не понравилось – после Казахстана климат не подошёл. Он говорил: "Если бы не контейнер с вещами, который шёл полгода, я бы сразу вернулся назад! А так вещи в пути задержались, семья обжилась – куда уже было уезжать!" Значит, нам просто суждено было остаться в Пущино.
Мама после переезда работала маляром, а потом окончила курсы закройщиков и ушла в ателье. Она шила и раньше, сколько себя помню. У нас дома висели шторы, вышитые узорами ришелье – мама делала сама на машинке. Рукоделие всегда было в нашей семье. Тётя вышивала. Старшая сестра – технолог лёгкого платья, тоже работала в ателье, а сейчас на пенсии и продолжает рукодельничать – очень хорошо вяжет и мастерит поделки из полимерной глины. А мне больше нравится шить! Люблю это дело. Внучка продолжила семейную традицию: учится на дизайнера костюма, оканчивает в этом году Губернский колледж в Серпухове.
Начало творчества
– В школе уроки труда ужасно не любила. Помню, надо было сшить платье, и я его никак дошить не могла, в итоге мама доделала. А когда уже работать начала, хотелось красиво одеваться, но не всегда можно было купить готовое. Я взяла юбку и брюки, в которых раньше в школу ходила, и перешила из них юбку-восьмиклинку – тогда очень модную. Вот это была моя первая вещь! Потом мама объяснила, как правильно кроить – так и пошло. Вышла замуж, появились дети, стала шить им пальто, куртки, комбинезоны... всё сама. На рождение первого ребёнка родители подарили мне подольскую швейную машинку – ножную, в тумбочке. Достать тогда машинку было непросто. А у меня она особенная! Рабочие при транспортировке в магазин скололи с тумбы кусок, и эту машинку никто не брал. А папа купил и сказал: "Ну и ничего, главное, чтобы шила!" И она шьёт до сих пор! Всё на ней делаю.
От «Молодости» к ЦКР
– В 2007 году я устроилась в Культурно-досуговый центр «Молодость», в котором работала театральная студия «Лица». Руководила ею режиссёр Дарья Васильевна Салешевич. Они регулярно давали представления. Я заинтересовалась и как-то раз заглянула на репетицию. Когда увидела, во что они одеты на сцене, мне стало плохо! К следующему спектаклю уже что-то придумывала. Вместе с Дарьей Васильевной мы декорировали сцену. Чего только я не приносила из дома в качестве реквизита! А потом начали появляться первые костюмы. Шила для театра и для городских новогодних сказок, которые проходили ежегодно в Пущино.
В 2015 году «Молодость» объединили с Домом культуры и молодёжи, который теперь переименован в Центр культурного развития «Вертикаль». Сейчас, в основном, нужны костюмы для праздничных городских мероприятий и игровых программ. Шью в мастерской на втором этаже в «Молодости», но чаще дома. Там у меня стоит раскроечный стол. Сколько всего костюмов сделала? Много! Сложно посчитать, наверное, десятки. Не люблю шить серии одинаковых нарядов, для ансамбля, например. Каждый должен быть особенный, с уникальной отделкой, головным убором, накладками на обувь. Иногда купишь набор бусин, а они по цвету не подходят. Ищешь заново оттенок, размер, подбираешь. Когда костюм красивый, артист совсем по-другому чувствует себя в роли!
Так создаются костюмы
1. Скоморохи
– В этом году на Масленицу я сшила два костюма скоморохов. Комплектация: рубаха, брюки, пояс и головной убор – колпак. На одной рубахе – аппликация в виде петуха, на другой – солнце. Когда выяснила, какие примерно костюмы нужны и на какие средства рассчитывать, стала смотреть варианты в Интернете. Не люблю копировать, обычно беру отовсюду идеи и создаю своё. Затем – поездка в Серпухов за тканями и фурнитурой. Солнце оказалось сделать проще, а вот с петухом возникли сложности. Надо было нарисовать его в натуральную величину, потом вырезать из материала, склеить все элементы... возилась с ним долго. Когда уже пришила, смотрю, а он какой-то совсем одинокий! Пришлось ещё разные геометрические фигуры вырезать и оформлять тесьмой.
2. Фиксики
Скоморошьи колпаки делала впервые. Внутри у них поролон и синтепон. С поролоном работать сложнее, потому что он тяжёлый. Его начала использовать, когда делала костюмы фиксиков – Симку и Нолика. Обычно для костюмов сказочных персонажей головные уборы делают из окрашенного поролона. А у нас дети, подростки часто ведут мероприятия, играют роли, поэтому надо соблюдать безопасность, чтобы не было аллергии, раздражения. Поэтому я сделала так. Вырезала из поролона кубики нужного размера и каждый обшила тканью, а потом уже соединила в шапку – так получился "винт" у Нолика. Для Симки приготовила тонкие длинные поролоновые детали и тоже каждую обшила, затем собрала в один хвост. Так вышла из положения, чтобы не использовать окраску.
3. Леший
А костюм Лешего видели? Он по сценарию должен был незаметно лежать как бревно, а потом резко встать, чтобы все опешили от неожиданности. Поэтому листья пришлось нашивать на костюм по одному слоями и таким образом создать впечатление, будто это просто куча листьев. Были ещё костюмы Снежного дракона, Кобры, Заморского принца, Русской красавицы, много всего. Обычно перед тем, как начать, я читала сценарий, обсуждала с режиссёром нюансы, кто будет играть роль. Многое зависит от того, кто именно наденет костюм. Не люблю шить на универсальный размер, всегда шью на конкретного человека. Когда одежда не по размеру, потом приходится что-то завязывать, ушивать, подворачивать, и артист чувствует себя не очень уверенно. А когда мастеришь для конкретного человека, по его мерке, тогда ему комфортно и он сыграет свою роль на все сто!
Беседовала Дарья Филиппова
Фото: Дарья Филиппова, Александр Лаптев
Благодарим Александра Лаптева за предоставленную фотографию
Главное меню
НовостиАнонсыКлубы и студииРасписаниеКиноафишаИнформация о МБУК Пущинский ЦКР "Вертикаль"Наши реквизитыОфициальные документыКультурно-массовые мероприятияМатериально-техническая базаНезависимая оценка качества и анкетированиеВыставочная деятельностьПроектная деятельностьТрудоустройствоГалереяСотрудникиВакансииЧасто задаваемые вопросыПсихологическая помощьПротиводействие коррупцииКарта сайтаНапишите нам
Контакты
Пущинский Центр культурного развития «Вертикаль», Московская область, г. Пущино, проспект Науки, дом 7
- Как добраться
- Как добраться