Кукольные спектакли на религиозные темы – давняя традиция русского народа и уже ставшая привычной традиция нашего города. Театр кукол воскресной школы «Вертоград» Михаило-Архангельского храма г.Пущино регулярно даёт представления, посвящённые церковным праздникам, и известен не только в наукограде, но и за его пределами. Этой весной ученики школы под руководством директора Ларисы Александровны Захаровой подготовили премьеру – спектакль «Пасхальный Колобок». 13 мая в Центре культурного развития «Вертикаль» состоялся первый общегородской показ постановки.
Ребята разного возраста, одетые в народные костюмы, исполняли каждый свою роль. Кто-то был сказителем – говорил за автора, кто-то стоял за ширмой и озвучивал кукольного персонажа, несколько девушек играли на музыкальных инструментах – гуслях и колоколах. Все вместе пели народные песни, церковные песнопения и так называемые "волочебные" песни (о них читайте ниже).
В основу сценария лёг сюжет народной сказки про Колобка, который был переработан протоиереем Константином Островским, дополнен методистом Уфимской епархии Марией Ларионовой и творчески осмыслен пущинскими вертоградовцами. Так появилась своя, уникальная версия представления в сопровождении песен и музыкальных инструментов. Большая роль в подготовке спектакля и декоративного оформления принадлежит директору воскресной школы Ларисе Александровне Захаровой. Она поделилась с нами рассказом о том, как создавался театр кукол для «Пасхального Колобка».
О куклах
– Они у нас необычные, изготовлены в бесшитьевой технике. Мне хотелось, чтобы персонажи были не как мягкие игрушки, а как народные куклы – скрутки, мотанки, столбушки. Нашла в интернете мастер-класс от Наташи Степановой по бесшитьевым куклам. Это её авторская техника, но в традиционной манере. В идеале там всё делается без ножниц и иголки, но поскольку у меня герои были большого размера, я кое-что из одежды всё-таки сшивала. Мордочки животных формировала путём обматывания ватина нитками: за счёт большего или меньшего натяжения как бы лепишь нужную форму мордочки. Ещё мне хотелось, чтобы зверушки не просто были одеты в народную одежду, но у каждого была своя цветовая гамма: серый волк, рыжая лиса, коричневый медведь, белый зайчик.
Про песни
– Под выход каждого зверя подбирали подходящую народную песню. А дед с бабкой, которые очень бедные, и им нечем разговеться, т.е. накрыть пасхальный стол вкусными, "скоромными", блюдами, пекут постный колобок под духовный стих «Не унывай, душа моя, уповай на Господа». В наших спектаклях мы стараемся включить что-то из богослужебного репертуара, но в основном это народные песни. Рождественские народные песни называются "колядками", а пасхальные – "волочебными". Волочебники ходили по домам на Пасху, прославляли Воскресшего Христа. В текстах таких песен поётся: "шатаются-волочаются" или "тащилися-волочилися", т.е., скорее всего, слово "волочебники" означает "те, кто ходит, передвигается от дома к дому" :) Ребят «Вертограда» подготовила преподаватель Детской музыкальной школы им. А.А. Алябьева, матушка Татьяна Юрьевна Крюкова: под её руководством дети разучивали песни и осваивали гусли.
О ширме
– Ширму мы делали вместе с нашим столяром Дмитрием Николаевым. Он изготовил деревянную раму – основу. Ткань, которой она обтянута – фабричный вариант техники набойки. Набойка – это старинная техника печати узора на ткани. Из дерева вырезались штампы, на них наносился слой краски, и вручную штамповали ("набивали") узоры на текстиле. У нас ткань с птицами промышленного производства, но узор имитируется старинный. Декорации-коврики, которые меняются в зависимости от действия – Изба, Лес, Церковь, – я делала в лоскутной технике.
Про костюмы
– Костюмы тоже шила я :) Фольклористы называют их не "костюмы", а "наряды". По сведениям, которые привозили из экспедиций, "костюм" в терминологии бабушек – это мужской костюм с пиджаком, а женские рубахи и сарафаны они называют "нарядами". Так вот, наряды у ребят в нашем спектакле – традиционный русский сарафан и рубаха. Не полная, конечно, реконструкция, но сшито в традиции. Универсальный женский круглый сарафан – такие носили в Московской губернии и в северных областях. Платочки у девочек – современные реплики знаменитых барановских ситцев. Впрочем, в них сейчас стараются выступать все фольклористы.Про премьеру
– По этому сценарию мы уже делали две постановки давным-давно... но там были артисты (не куклы), не было живого пения, волочебных песен. Последний вариант сценария сильно изменён и дополнен. Так что этот кукольный спектакль, действительно, – премьера!
Спектакль «Пасхальный Колобок» был показан в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России (2022). Культура России богата и неисчерпаема: за одним кукольным представлением стоят целые истории о жизни, быте и вере нашего народа. Надо только заглянуть "за ширму" :)
Беседовала Дарья Филиппова
Фото: Дарья Филиппова
15 мая 2022 года
• Чтобы посмотреть фото в полном разрешении, откройте его в новой вкладке
Главное меню
НовостиАнонсыКлубы и студииРасписаниеКиноафишаИнформация о МБУК Пущинский ЦКР "Вертикаль"Наши реквизитыОфициальные документыКультурно-массовые мероприятияМатериально-техническая базаНезависимая оценка качества и анкетированиеВыставочная деятельностьПроектная деятельностьТрудоустройствоГалереяСотрудникиВакансииЧасто задаваемые вопросыПсихологическая помощьПротиводействие коррупцииКарта сайтаНапишите нам
Контакты
Пущинский Центр культурного развития «Вертикаль», Московская область, г. Пущино, проспект Науки, дом 7
- Как добраться
- Как добраться